Новости науки

6 957 подписчиков

Нидерландские ученые отрицают «геноцид» неандертальцев сапиенсами

Компьютерное моделирование показало, что неандертальцы могли вымереть сами по себе, в силу законов демографии, а не под давлением наших прямых предков-сапиенсов.

Наши близкие родственники — неандертальцы — исчезли около 40 тысяч лет назад, несмотря ни на схожесть с сапиенсами, ни на мощное телосложение или довольно развитую культуру. Считается, что на фоне расселения сапиенсов и ужесточения борьбы за ресурсы неандертальцы не выдержали конкуренции. Постепенно выдавливаясь во все менее благоприятные районы, они в конце концов вымерли полностью.

Однако новая работа может очистить наших прямых предков от обвинений в древнем «геноциде» неандертальцев. Крист Визен (Krist Vaesen) и его коллеги из Лейденского университета продемонстрировали, что их вымирание можно объяснить исключительно внутренними причинами — законами популяционной генетики и демографии. Об этом нидерландские ученые пишут в статье, опубликованной в журнале PLOS One.

Авторы проводили компьютерную симуляцию популяционной динамики для неандертальских групп разного размера — от 50 до пяти тысяч особей, — совершенно не включая в расчеты конкуренцию с сапиенсами. В таких обстоятельствах на неандертальские популяции обязательно действовали три фактора: инбридинг (близкородственное скрещивание), эффект Олли(который указывает на существование оптимальной для приспособленности численности группы), а также стохастические, случайные процессы (колебания количества рождений и смертей, самцов и самок и так далее).

Судя по полученным Визеном и его соавторами данным, неандертальцам не повезло быть слишком малочисленными для своих размеров и образа жизни. По существующим данным, их количество вряд ли когда-нибудь превышало 70 тысяч особей. А демографическое моделирование показало, что в таких обстоятельствах вымирание неандертальцев было неизбежным и без появления новых, дерзких конкурентов из Африки.

Математик указал на нелогичность статистики по коронавирусу в РФ

© СС0 Public Domain

Директор по исследованиям агентства Data Insight Борис Овчинников обратил внимание, что цифра заразившихся новым коронавирусом в РФ за 25 дней четыре раза оканчивалась на «99».

По подсчетам Овчинникова, вероятность такого совпадения — всего лишь 0,011%. Из этого математик делает вывод, что российская официальная статистика по коронавирусу, скорее всего, не соответствует действительности. Овчинников отметил: видимо, цифры «подгоняют», причем не только на уровне регионов, но и на уровне федерального центра при суммировании региональных данных.

На вопрос, не боится ли Овчинников быть привлеченным к ответственности за свою публикацию, он ответил, что «некоторые осторожность и страх присутствуют», но выразил надежду, что представители власти понимают, что официальная статистика сильно не дотягивает до адекватного отражения реальности. В качестве примера математик привел ситуацию с коронавирусом в Дагестане.

На своей странице Facebook Овчинников поясняет: по официальной версии, озвучиваемое каждый день оперативным штабом цифра новых выявленных больных в целом по России является суммой 85 независимых друг от друга величин, то есть больных, выявленных в каждом регионе. При сложении 85 этих величин, большинство из которых равно нескольким или даже многим десяткам, теоретическая вероятность получить число с 99 на конце такая же, как с 00 или 01 или любой другой парой цифр. Вероятность случайного совпадения подсчитывается через биномиальное распределение. Получается 0,011% или 1 случай на 9350 попыток.

Напомним, по данным на 25 мая в России выявлено 353 427 случаев коронавируса в 85 регионах. За весь период зафиксировано 3 633 летальных исхода, выздоровели 118 798 человек.

Россия начала создавать космоплан

В России стартует работа по созданию орбитального самолета — космоплана. Об этом в эфире радиостанции "Комсомольская правда" заявил гендиректор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин.

"ЦНИИмаш сейчас приступает к этой работе (создание космоплана - прим.). Это очень перспективная тема", — отметил глава госкорпорации.

Космоплан или орбитальный самолет — крылатый летательный аппарат, который сочетает в себе свойства самолета и космического корабля. Он предназначен для орбитальных и суборбитальных полетов.

На орбиту выводится посредством вертикального или горизонтального пуска, а после выполнения задачи может самостоятельно совершить горизонтальную посадку на аэродром.

Рогозин также упомянул о новой российской орбитальной станции, к созданию которой "Роскосмос" приступит в скором времени. Он отметил, что МКС просуществует еще 7-10 лет, после чего ее ресурс уже будет близок к выработке.

"Россия как страна, которая всегда была лидером в создании орбитальных станций, должна начать немедленно работу по созданию новой орбитальной станции", — сказал чиновник.

По его словам, проект находится на этапе проработки технических аспектов. Еще не принято решение, будет ли станция посещаемой или обитаемой, международной или национальной.

Гендиректор "Роскосмоса" отреагировал и на планы США по колонизации Луны.

"Россия не допустит приватизацию Луны кем бы то ни было. Это противозаконно, это противоречит международному праву", — сказал Рогозин.

Он напомнил, что в 2021 году стартует российская автоматическая миссия "Луна-25", в 2024-м - "Луна-26". Следом за ними планируется запуск тяжелого аппарата "Луна-27", который начнет бурение реголита и проведет научную работу на поверхности спутника Земли.