Прогноз погоды

Roman Kuznetsov
.. ещё есть теории ?
Roman Kuznetsov В космических гамма-вспышках астрофизики разглядели «обратный ход времени»
Иван почти родной
Ведояр (Алексей) Корнеев
Лев Большаков

Ученые обсуждают гигантскую блуждающую планету с мощным магнитным полем

Ученые обсуждают гигантскую блуждающую планету с мощным магнитным полем

Примерно в 20 световых годах от Земли находится очень странный плонетоподобный объект, обладающий магнитным полем колоссальной силы. Она более чем в 200 раз больше, чем у Юпитера и примерно в 16-54 раза больше, чем у Земли. Ученые долго не могли понять, что же они видят на самом деле. Объяснений было несколько. Но до сих пор ученые не могут разобраться в том, как объект, получивший название SIMP J01365663+0933473 (или просто SIMP) способен поддерживать такое мощное магнитное поле и при этом производить на своих полюсах фантастически яркие северные и южные сияния.

Как оказалось, не только механизмы образования магнитного поля объекта заинтересовали ученых. Множество других особенностей SIMP вызывают у исследователей вопросы.

«Данный объект в первую очередь интересен тем, что наблюдение за ним может предоставить новый взгляд на механизмы и процессы, порождающие магнитные поля такой мощности у планет, находящихся за пределами Солнечной системы», — говорит ведущий автор исследования Мелоди Као из Государственного университета Аризоны (США).

Ученые впервые обнаружили SIMP J01365663+0933473 в 2016 году, ошибочно приняв его за коричневый карлик. Коричневые карлики нередко называют «неудавшимися звездами», поскольку они обладают слишком большой массой для обычных планет, но при этом недостаточной, чтобы называться полноценными звездами. По оценкам исследователей масса планетарного объекта SIMP примерно в 13 раз больше массы нашего Юпитера. Кроме того, температура коричневых карликов как правило слишком высока, чтобы их можно было называть планетами, но в то же время она существенно ниже, чем у звезд. Температура поверхности того же SIMP J01365663+0933473 по оценкам специалистов составляет порядка 815 градусов Цельсия, а температура нашего Солнца — около 5500 градусов Цельсия.

Новое исследование объекта, результаты которого были опубликованы в журнале Astrophysical Journal, говорят о том, что SIMP все-таки следует относить к разряду планет. Очень необычных планет. А еще, как оказалось, SIMP является блуждающей планетой, то есть не привязанной к какой-либо конкретной звездной системе. У нее нет родной звезды. Она просто медленно плывет в космосе в одиночку. Наблюдение за объектом проводилось с помощью радиотелескопа VLA (Very Large Array (Очень Большая Антенная Решетка).

«Этот объект находится прямо на границе понятий гигантских планет и коричневых карликов, или «неудавшихся звезд». Нам кажется, что он скрывать гораздо больше сюрпризов, которые потенциально могут помочь нам лучше разобраться в механизмах генерации магнитных полей у звезд и планет. Более того, мы считаем, что эти механизмы могут быть характерны не только для коричневых карликов, но и для газовых гигантов, а также для планет земного типа», — комментирует Као.

Наблюдения с помощью радиотелескопа VLA позволило впервые обнаружить мощное магнитное поле у планетообразного объекта за пределами Солнечной системы. Кроме того, телескоп помог ученым отметить наличие у него полярных сияний. Фактически сами полярные сияния, а точнее их фон радиоизлучения позволил отыскать объект.

«Обнаружение с помощью VLA объекта SIMP J01365663+0933473 по радиоволнам его полярных сияний говорит о том, что у нас появился новый способ поиска экзопланет», — отмечают исследователи.

Опубликовано 09.08.2018 в 11:54