Михаил Стасов предлагает Вам запомнить сайт «Новости науки»
Вы хотите запомнить сайт «Новости науки»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

И радость познания движет нами

Советский HI-FI и его создатели: ленинградский High End от ведущего «корабела» ЦНИИ «Морфизприбор»

развернуть
Усилителель “Бриг 001”. Общепринято считать, что именно с этого устройства начинался советский HI-FI. Усилитель был разработан в Ленинградском ЦНИИ “Морфизприбор”, в статье его создателем был назван Анатолий Лихницкий. Интересно, что впоследствии в этом учреждении было создано множество других разработок, которые стали бестселлерами отечественного hi-fi. В числе прочих: виниловый проигрыватель “Корвет 003”, серия предусилителей и усилителей с аналогичным названием, акустические системы
и др.

Советский HI-FI и его создатели: ленинградский High End от ведущего «корабела» ЦНИИ «Морфизприбор»

В первой статье, было уделено ничтожно мало внимания ведущему инженеру Морфизприбора Владимиру Ратаеву, который сделал внушительный вклад в разработку “Брига 001” и других устройств ЦНИИ. Следует отметить, что этот человек на ряду с Лихницким, Шушуриным, Макарчуком, Левицким, Свиридовым и др. может считаться одним из отцов советского хайфая. Стоит также отметить, что в отношении первого «Брига» Лихницкий был в большей степени идеологом и организатором направления, а Ратаев разрабатывал конкретные технические решения.

Судьба инженера сложилась удачно. После распада СССР Ратаев продолжил разработку профессиональной усилительной аппаратуры для концертных площадок и студий. Сегодня он является технических директором, пожалуй, единственного предприятия, которое создаёт такую технику в России.

У истоков направления


Владимир Ратаев закончил Ленинградский электротехнический институт и в 1973-м году начал работу в питерском ЦНИИ Морфизприбор. В этом году на базе института был создан отдел товаров народного потребления, в который и попал молодой инженер. Формальным руководителем отдела была кандидат технических наук Алла Каляева, роль идеолога высокой верности воспроизведения взял на себя небезызвестный Лихницкий, бремя же технической реализации в основном ложилось на Владимира Ротаева.

В целом в отделе работало около 20 человек, начиная от конструкторов и дизайнеров и заканчивая банальными делопроизводителями. Отмечу, что костяк отдела потребительской электроники на “Морфизприборе” был сформирован из группы энтузиастов. Их главной целью была разработка и запуск советской серийной звуковоспроизводящей аппаратуры класса Hi-Fi. Государственное прикрытие для отдела обеспечивал начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Чиновник был большим любителем аппаратуры высокой верности и полагал, что её серийное производство остро необходимо в стране победившего развитого социализма.

Первыми проектами коллектива стали усилитель “Бриг 001” и электрофон “Корвет 003”. По сей день существует мнение, что Анатолий Лихницкий не имевший профильного высшего образования по прошествии времени преувеличил свои заслуги (особенно в создании “Брига”), за что нередко подвергается критике.

Советский HI-FI и его создатели: ленинградский High End от ведущего «корабела» ЦНИИ «Морфизприбор»
Бриг 001

Именно на основе воспоминаний Лихницкого обычно формируется представление о разработке первых представителей hi-fi стандарта среди советской техники. Так был создан стереотип о том, что наиболее существенный вклад сделан именно им, хотя речь скорее идёт о командной работе с равноценным вкладом основных участников.

Советский HI-FI и его создатели: ленинградский High End от ведущего «корабела» ЦНИИ «Морфизприбор»
Корвет 003

Справедливости ради стоит сказать, что Лихницкий не редко упоминает Ратаева и даже оценивает его как опытного инженера, а действия описывает как самостоятельные.

“… Владимир Ратаев, входивший в элиту сектора вполне самостоя­тельный специалист по усилителям...”


Если перефразировать Анатолия, то получается, что всё, что касалось схемотехники в рамках выбранной (или, по утверждениям некоторых, заимствованной у Marantz) Лихницким концепции, делал Ратаев.

В середине 70-х появляются “Бриг” и “Корвет” (проигрыватель). Устройства в полной мере оправдывают затраченные на них титанические усилия. Ратаев получает ценный опыт в разработке транзисторного усиления высокой верности. Далее под его руководством появляется множество других устройств.

Социалистическое соревнование и усилитель чемпион


К 1980-му году Ратаев становится ведущим разработчиком отдела. Такому карьерному росту предшествует принципиальный конфликт с Лихницким, представления которого казались инженеру архаичными, а карьерное положение результатом блата. В итоге, по заявлению некоторых очевидцев, конфликт разрешился в пользу Ратаева, в соответствии с принципом “молодым везде у нас дорога”. Лихницкий в свою очередь ушел в ВНИИРПА.

В этот период ЦНИИ “Морфизприбор” одобряет разработку новой серии усилителей, традиционно названной в честь типа корабля. Интересно, что как и первый проигрыватель, созданный в недрах отдела, усилители назвали “Корвет”.

Советский HI-FI и его создатели: ленинградский High End от ведущего «корабела» ЦНИИ «Морфизприбор»
Усилитель «Корвет 068»

Наиболее значимым для Ратаева становится “Корвет 200УМ-088С” (более известный как “088-й Корвет”).

Советский HI-FI и его создатели: ленинградский High End от ведущего «корабела» ЦНИИ «Морфизприбор»
Корвет 200УМ-088С и предусилитель Корвет 078

Для советского усилителестроения — это практически недостижимый потолок:

  • Номинальная выходная мощность на канал (при Rн= 4 Ом) — 260 Вт.
  • Номинальная выходная мощность на канал (при Rн= 8 Ом) — 170 Вт.
  • Диапазон рабочих частот — 20...20000 Гц (+- 2 дБ).
  • Отношение сигнал/фон = 110 дБ.
  • КНИ — менее 0,1%.
  • Входное сопротивление — 47 кОм.
  • Потребляемая от сети мощность — от 200 до 500 Вт.
  • Размеры корпуса усилителя — 430х375х130 мм.

Советский HI-FI и его создатели: ленинградский High End от ведущего «корабела» ЦНИИ «Морфизприбор»
Корвет 200УМ-088С внутри

Нетипичным подходом для советской техники стало и использование принципа двойного моно, который в Союзе для УМЗЧ серийного производства был впервые использован именно Ратаевым. По утверждениям некоторых авторов, можно смело считать этот “Корвет 200УМ-088С” первым образцом отечественного High End, так как он значительно превосходил низкую планку классического hi-fi стандарта.

Советский HI-FI и его создатели: ленинградский High End от ведущего «корабела» ЦНИИ «Морфизприбор»
Корвет 200УМ-088С

По некоторым сведениям, работы по “088-му Корвету” проводились с 1982-го по 1989-й год. Только в 1990-м с конвейеров кировского завода «Ладога» сошли первые усилители этого типа. В 1992-м один из 088-х попал в США, где Уолтер Шофилд, менеджер по продукции компании «Cambrige Soundworks”, имел удовольствие его протестировать. Итогом прослушивания стала хвалебная ода детищу Ратаева в журнале „Fortune“ за май 1992, с пафосным и громким заголовком „Стереозверь из России“. Шофилд особенно отметил качество воспроизведения низких частот.

Ратаев даже заявил, что он с командой “Морфизприбора” при проектировании 088-го “Корвета” стремились скорее не удовлетворить чаяния потребителя, но побить какой-нибудь из рекордов Гиннеса. По воспоминаниям самого Владимира Ратаева, ЦНИИ “Морфизприбор“ был отличной школой, в интервью русскому Forbes он заявил, что именно это учреждение научило его тому, как именно необходимо работать.

По утверждению Лихницкого, Ратаев начал разработку Корветов в качестве ответа на его разработку в ВНИИРПА легендарно-мифического усилителя “Сталкер”.

Советский HI-FI и его создатели: ленинградский High End от ведущего «корабела» ЦНИИ «Морфизприбор»

Впоследствие он оценивал разработки Ратаева следующим образом:

“Соревнование это продолжалось примерно три года. В результате родились два стоватных усилителя Сталкер (ИРПА) и Корвет №…. (Морфизприбор) с очень близкими техническими параметрами, что письменно подтвердил Струве, заменивший меня на месте начальника сектора разработок на Морфизприборе.”

О каком именно Корвете писал Лихницкий остается загадкой. Судя по некоторым сообщениям Лихницкого его очень задевало то, что устройство Ратаева пошло в серию, а „Сталкер“ был признан серийно непригодным.

Приблизительно в эти же годы Ратаевым были разработаны оригинальные модели предусилителей для использования с 088-м (Корвет 028 и 078). Специально созданный сектор разработал акустические системы „Корвет 75АС-001“ и „Кливер 75АС-001“ для применения с усилителями линейки “Корвет”.

Советский HI-FI и его создатели: ленинградский High End от ведущего «корабела» ЦНИИ «Морфизприбор»

Кооперация как источник дохода инженера


В 1987-м году Ратаев смог почувствовать запах денег, который принёс перестроечный ветер перемен. Однокурсник Ратаева звукорежиссер Федор Курузбавуер предложил талантливому инженеру разработать профессиональные концертные усилители. С 1985-го года в СССР обостряется товарный дефицит. В числе прочего в стране большая нехватка качественной концертной аппаратуры, при этом потребности и количество музыкальных коллективов постоянно растут. Ратаев за два года разрабатывает новый концертный усилитель и организовывает мелкосерийное производство.

За американский усилитель Peavey CS-800, полюбившийся в 80-х звукотехникам крупных площадок, могли заплатить 15 000 рублей (100 средних зарплат инженера ). Стоимость Ратаевского аналога была в 10 раз ниже — 1500 рублей. Курузбавуер спешно организовывает сбыт.

Советский HI-FI и его создатели: ленинградский High End от ведущего «корабела» ЦНИИ «Морфизприбор»
Peavey CS-800

К 1989-му году компаньонам удалось собрать небольшую серию в 500 усилителей. Сборку осуществляли оборонные предприятия Ленинграда и Ленинградской области. Опытные квалифицированные рабочие кадры советской оборонки гарантировали точное соблюдение рекомендаций разработчика. Настройку усилителей Ратаев производил самостоятельно. По воспоминаниям Курузбавуера все 500 усилителей приобрели буквально за пару недель.

Эти первые партии усилителей 1989-го года можно считать первой серией ныне здравствующей компании “Neva Audio”. Сегодня Владимир Ратаев работает техническим директором этой фирмы.

С момента основания Курузбавером и Ратаевым, компания ни разу не меняла профиль и все 27 лет существования занималась выпуском студийных и концертных усилителей. Сегодня ”Neva Audio” является единственной компанией в России, специализирующейся на выпуске концертных и студийных УМЗЧ.

Итог


Владимир Ратаев бесспорно является одним из первых советских инженеров, которые смогли успешно разработать и внедрить в серийное производство Hi-Fi устройства. Не упомянуть его вклад было бы ошибкой. Успех Ратаева в разработке профессиональных усилителей, как директора Neva Audio, подтверждает его инженерный талант и качество советского технического образования. Работы инженера получили золотую медаль Международной ярмарки в Лейпциге, одну бронзовую, две серебряных и золотую медали ВДНХ, новаторские решения отмечены двадцатью авторскими свидетельствами.

Мне известно, что среди людей, интересующихся историей развития hi-fi в СССР, не утихают споры о значительности вклада тех или иных персонажей в “общее дело”. Например, много спорят о том, кто больше вложил в “Бриг” Ратаев или Лихницкий. Мне очевидно только одно, что этот вклад был, и, что эти люди способствовали появлению качественно новой советской техники, которая могла удовлетворить растущие потребности отечественных меломанов и на равных конкурировать с зарубежными аналогами.

Источник →

Ключевые слова: Акустические системы
Опубликовано 07.01.2018 в 22:41

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Лаврентий Палыч Берия
Лаврентий Палыч Берия 8 января, в 01:26 У советской схемотехники не было не ошибок не больных мест. Но были два фактора которые портили ВСЁ напрочь.
1. Фактор плохой элементной базы - традиционно в СССР "хромали" конденсаторы, у транзисторов был огромный разброс параметров, низкое качество печатных плат- при попытке что либо "перепаять" дорожки отслаивались, да и выдрать ножку детальки было нереально из отверстия. Монтажный провод- это вообще было абсолютно непонятно что. Практически не лудится, зачем то кроме виниловой оболочки его заматывали в ХБ нитки, оболочка температуру не держала никак.
2. фактор- это дизайн. Но если и удавалось "исполнить" дизайн на уровне- то качество пластмассовой штамповки и формовка деталей корпуса портила всё.
ну и ещё один фактор который был у любой советской аппаратуры. Технологичность. Отремонтировать просто что либо не получалось никогда. Инженерная не продуманность конструкций иногда просто вымораживала идиотским исполнением. Обожали сажать винты на краску, зачем? Что там такая вибрация что все винты посыпятся из отверстий? За то потом вывернуть винт с крайней низким качеством метизов и на краске было иногда нереальным. Я много раз просто высверливал винты дрелью. Не то что у ГДР- винтики и гайки из нержавейки, красивые и ровненькие всегда.
Текст скрыт развернуть
1
Александр Самсонов
Александр Самсонов Лаврентий Палыч Берия 8 января, в 10:49 Перечисленные Вами "недостатки" - оборотная сторона дешевизны бытовой аппаратуры.  Были в СССР и полупроводники с небольшим разбросом параметров - для военной аппаратуры и качественные монтажные провода и надёжные конденсаторы, печатные платы, крепления.  Я работал с такими технологиями.
Некоторые мои знакомые, покупая наш аппарат (к примеру - магнитофон Маяк), переделывали все пайки, меняли конденсаторы. ставили самодельные трансформаторы, магнитные экраны, меняли разъёмы.
Текст скрыт развернуть
2
Andrreyy
Andrreyy Лаврентий Палыч Берия 8 января, в 12:04 Только не расстрел,Уважаемый Лаврентий Палыч....На дворе не 37....))))))))))))))А какие трудности испытывает ремонтник делая с УЖЕ винтажным нынче усилком какие-то пайки перепайки!!!Кошмар.Зачастую,сделанные из гетинакса платы,винтом скручены от времени!От этого в дорожках микротрещины одна другую перегоняет....А ты ищешь непропай!!!!Долго иногда вычислять приходится!Была бы плата из текстолита,столько проблем бы не всплывало!Самое интересное,что понять причину применения в одном аппарате попури из текстолита и гетинакса просто невозможно!Скорее всего клепали из того,что на складе давно списали!Встречал и хороший подбор качественных плат....Но увы,редко!А так, для своего времени,усилки-БОМБА!
Текст скрыт развернуть
1
Лаврентий Палыч Берия
Лаврентий Палыч Берия Александр Самсонов 8 января, в 15:59 Я не знаком с такими переделками магнитофонов, увы.
Текст скрыт развернуть
0
Александр Пелимский
Александр Пелимский 8 января, в 19:52 То же был опыт, в мастерскую привезли (в восьмидесятом)  первый импортный аппарат прям из самой Америки... Красивый - жуть! Попал он мне, даже страшно браться было... А когда открыл -  просто убогий монтаж, да и после ремонта проверенные параметры не АЙС... Текст скрыт развернуть
2
Andrreyy
Andrreyy 8 января, в 19:56 Как говориться,не сотвори себе кумира!Не весь зарубеж-БЛАГО!))))))))))Это на короткое время в начале 90-х люди поверили...Ну а ЩЯЗ-ни за что!)))))))))))Я был лично свидетелем,как отнесли новый(3 месяца купленный) Маяк 240-с1,в комиссионку,а в последствии,на деньги,от продажи Маяка,купили ГАЛИМЫЙ интернационал 2касетник....(((((((Самый дешёвый,даже головки стирания были кусками ПОСТОЯННОГО магнита!ВО времена были,и как люди вдохнув свободы,на какой дешёвый отстой разменивали ХОРОШУЮ аппаратуру!!!(((((Ну а то,что Маяк был для своего времени хорош,думаю особых возражений не будет...)Удачи в ремонтах...И с ПРАДЗНИКОМ!!!!!!!!!!!!!!!
Текст скрыт развернуть
2
Andrreyy
Andrreyy 8 января, в 21:57 А я и не собираюсь цифру ремкать.Я для души,в свободное время...Цифра согласен блочно-модульный гемморой.Но когда в руки попадает RRR после очередного вандала...Вот тут иногда и мозг включить надо,устранить попаять,понастраивать,погонаять до кипения...Вот это процесс для души!Это чисто равлекуха для меня,а не профессия!Удачи!
Текст скрыт развернуть
0
Andrreyy
Andrreyy 8 января, в 22:07 Дутые по питанию?Значит БП фигня!Дело может и не в кондёрах...Ослика приобщите к проблеме!Он ВСЁ покажет.
Текст скрыт развернуть
0
Andrreyy
Andrreyy 8 января, в 22:51 Оптимизируя?Хорошо подметили!Бабло зашторило очень многих...К сожалению!Совести=0!А ослика приобщайте к труду...Яснее будет картина!Иногда сам БП выкидыват импульс пару раз в минуту.Только там не 5 V, а к примеру 30.Вот и дохнут даже 105Гр.Был такой случай.Проходил.Знакомо.Замена кондёров продлевала жизнь на полгода...Потом по новой-замена...Стало интересно...В итоге вместо импульсника без имени поставил что-то аналогичное ,но уже на 2 А+ с именем+с защитами.Хозяин прозрел взвесив сою старую пушинку и замену....В работе 3 года,не выключаясь!Вот и весь сказ.Дружите с животными!Они помогут в беде!Проверено!Иногда НУЖНО видеть,ФАКТ!
Текст скрыт развернуть
0
Andrreyy
Andrreyy 8 января, в 23:11 Иногда лучще не заморачиваться со старым,а ставить новое,или же собранное своими руками!Иначе доверия нет.С импусниками только так.На дешёвой элементной базе и упрощённой схемотехнике периодически и выплывают случаи,как с Калинградским барахлом!Причины две....Точнее ОДНА!Дешёвка или сама схема или детали!Вот итог-Вы при деле!))))))))))
Текст скрыт развернуть
0
Ваша Светлость
Ваша Светлость 8 января, в 09:47 Дешевая, заказная статья..
Из всего сказанного основной упор на то, что Ратаев "кросавчег", а Лихницкий - дно...
Аффтар, убейсянах вместе с Ротаевым!
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 11
НАСА опубликовало новый сним…

НАСА опубликовало новый снимок с поверхности Луны

12 фев 16, 15:09
+639 145
Прилетает на Землю инопланет…

Прилетает на Землю инопланетянин, чтоб внести землян в «Каталог разумных цивилизаций» и спрашивает...

2 ноя 16, 12:55
+501 113
Беспатронное оружие запатент…

Беспатронное оружие запатентовал российский изобретатель

27 апр 16, 00:33
+372 87
Как я был быдлом. Воспоминан…

Как я был быдлом. Воспоминания тоталитарного ЧПУшника

29 янв 16, 15:59
+328 132
Инопланетный корабль обнаруж…

Инопланетный корабль обнаружили в Казахстане

2 ноя 16, 01:56
+250 115
Россия презентует миру лазер…

Россия презентует миру лазерное и ускорительное оружие

26 апр 15, 22:45
+248 132
Изображение Иисуса Христа, с…

Изображение Иисуса Христа, сделанное еще при его жизни, оказалось подлинным

2 дек 16, 01:22
+232 527

Последние комментарии

виктор м
4а5
виктор м Бывший астронавт: еще не создано ракет, которые довезут нас до Марса
Николай Л
Мурзик Тигер
Мурзик Тигер
Анатолий Климов
Читать
Новое на сайте
Легко ли стать мужчиной. Почему пол человека не всегда определяется набором хромосом
24 июн, 00:06
+1 2
Астрономы нашли систему с тремя землеподобными планетами
22 июн, 22:59
+1 0
В небе над Липецком сгорел суперболид
22 июн, 22:56
+1 2