Прогноз погоды

АСТРОФИЗИКИ ПРЕДЛОЖИЛИ ЛОГИЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАГАДКИ ЗВЕЗДЫ KIC 8462852

АСТРОФИЗИКИ ПРЕДЛОЖИЛИ ЛОГИЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАГАДКИ ЗВЕЗДЫ KIC 8462852

У ученых появилось новое и вполне обоснованное мнение касаемо необычности обнаруженной звезды KIC 8462852, взбудоражившей на несколько месяцев все научное сообщество благодаря своему «неестественному» уровню светимости. Некоторые даже предположили, что возле далекой звезды может находиться некая инопланетная мегаструктура, блокирующая ее свет. Однако последнее объяснение астрономов, в отличие от предыдущих, не содержит никаких пришельцев и построено на результатах продолжительного наблюдения за активностью звезды.

Что интересно, в объяснение также не включены кометы, астероиды и межзвездный мусор, подозрение на которых падало в рамках предыдущих предположений. Вместо этого основной причиной необычности звезды KIC 8462852, согласно последнему исследованию, является процесс фазового перехода, который сопровождается мощными выбросами на поверхности, блокирующими световое излучение, отмечаемое нашими телескопами. Другими словами, исследование говорит нам о том, что вместо каких-то внешних источников, которые могли бы блокировать свет этой звезды от нас, на самом деле эту блокировку вызывают внутренние процессы самой звезды.

Если вы задаетесь вопросом – причем здесь вообще какие-то «инопланетные мегаструктуры», — то вкратце освежим вашу память. В октябре 2015 года ученые обнаружили необычное поведение в светимости далекой звезды KIC 8462852. Согласно первым наблюдениям, такого ученые никогда раньше не видели. Как правило, если рядом со звездой имеется планета, то яркость этой звезды будет периодически снижать примерно на 1 процент (в момент транзита планеты перед звездой), однако наблюдения показали, что яркость KIC 8462852 со строгой периодичностью изменяется на 22 процента. Такая новость взбудоражила все научное сообщество и стала причиной появления множества гипотез и предположений о том, что непосредственно вокруг звезды может находиться какой-то очень большой объект, блокирующий ее свет.

Согласно одной из первых гипотез, пытавшихся объяснить необычность поведения KIC 8462852, возле звезды может находиться рой комет, который время от времени снижает ее светимость. Эту гипотезу быстро опровергли. Согласно же более недавнему предположению, необычность изменения яркости звезды является результатом своего рода шума или искажений межзвездного пространства. Однако больше всего всех привлекла гипотеза Джейсона Райта, астронома из Университета Пенсильвании (США), который выступил с по-настоящему футуристическим предположением: вокруг звезды KIC 8462852 расположена сфера Дайсона – гигантское космическое инженерное сооружение, предназначенное для сбора энергии звезды.

«Разумеется, гипотеза с пришельцами должна рассматриваться в самую последнюю очередь, однако в данном случае все выглядит так, как это можно было бы ожидать от инженерного уровня инопланетной цивилизации», — заявил Райт в интервью The Atlantic в прошлом году.

При этом никакого толкового объяснения в поддержку гипотезы о пришельцах, впрочем, как и в поддержку других теорий, мы так и не дождались, поэтому вопрос об «инопланетной мегаструктуре» так и остался висеть в воздухе в качестве хоть и менее вероятной, но при этом самой интересной из предложенных версий.

Команда ученых из Университета Иллинойса (США) говорит, что ответить на вопрос мы не могли потому, что смотрели на проблему не с той стороны. Иная перспектива может дать нам вполне обоснованный ответ на необычность поведения KIC 8462852. Для решения вопроса ученые решили проверить, имеется ли взаимосвязь между менее сильными и более сильными изменениями в яркости звезды. Когда исследователи применили к своим данным ряд математических моделей, то пришли к выводу, что изменения яркости можно подстроить под так называемую лавинную модель. Лавинная модель нередко применяется для исследования самых разных естественных феноменов, включая солнечные вспышки, всплески гамма-излучений и даже нейронной активности мозга. И если с математической точки зрения здесь все весьма запутанно, в целом она позволяет найти закономерности в тех аспектах, где имеется некоторая нехватка информации. Если говорить конкретно об изменчивости яркости звезды, то, согласно этой модели, между сильными провалами светимости имеются менее сильные провалы, и они напрямую зависят друг от друга.

Исследование ученых показало, что наблюдаемые изменения в яркости звезды совпадают с универсальными характеристиками системы, приближающейся к критической точке фазового перехода, наблюдаемой между твердыми, жидкими и газообразными состояниями материи и в редких случаях — плазмой.

«Примером таких фазовых переходов являются магнитные системы, находящиеся под воздействием магнитного поля, или медленная деформация какого-то материала, которая, как правило, сопровождается сначала тихим звуком деформации (треском, например), затем перерастающим в более громкий звук до тех пор, пока материал в конечном счете полностью не ломается», — говорит Карин Дамен, один из ученых, принявших участие в новом исследовании.

«Отмечаемые небольшие события затемнения на наших графиках наблюдения за звездой являются тем самым тихим треском, а более крупные – тем самым переломом».

Фазовый переход нередко наблюдается в период солнечной активности, например, при вспышках или солнечных бурях. Вполне возможно, что внутри звезды KIC 8462852 протекают неравновесные фазовые переходы материалов в рамках термодинамических процессов. И именно это, а не какая-то «инопланетная мегаструктура» на орбите звезды, является результатом необычного изменения в ее светимости.

«Их анализ показывает, что модель лавины без проблем согласуется с фактическими наблюдениями. Другими словами, вся загадка может заключаться в очень сильном, но при этом мало изученном варианте активности звезды, учитывая периодичность мощных выбросов, которые вызывают ее затемнение. Вполне возможно, это просто какой-то тип очень редких звезд, которые мы пока мало изучили», — комментирует астрофизик Итан Зигель.

Лишь время и дальнейшие наблюдения за звездой смогут подсказать нам правильный ответ. Однако и имеющаяся на руках информация отлично подстраивается под предложенную модель. Даже если в конечном итоге окажется, что звезда KIC 8462852 не имеет ничего общего с инопланетянами, перед нами все равно находится феномен, который оказался непохожим ни на что ранее наблюдаемое.

Опубликовано 23.12.2016 в 23:51