В ДНК жителей Западной Африки нашли следы неизвестных видов людей

Мужчины-ткачи йоруба

Knoxville Museum of Art

Американские исследователи предложили способ выявления в ДНК современных людей генов других видов гоминидов, для которого не нужен знать геном «вторженца», сообщается в Science Advances. Это позволяет искать следы гибридизации Homo sapiens с теми видами, геном которых еще не расшифрован, и даже с такими, материальные свидетельства жизни которых (кости, орудия) пока не обнаружили. Ученые сообщают, что так они уже нашли признаки скрещивания предков современных западноафриканских народов и гипотетической популяции неизвестных гоминидов.

Сейчас известно, что предки современного человека скрещивались как минимум с неандертальцами и денисовцами (хотя некоторые считают их подвидом сапиенса или гейдельбергского человека). Два этих вида, в свою очередь, вступали в половые отношения друг с другом. Логично предположить, что представители рода Homo формировали межвидовые пары с кем-то еще. Но если ДНК человека разумного, неандертальцев и денисовцев еще можно извлечь из останков, то генетический материал более древних гоминидов уже сложнее получить.

Чтобы обойти эту проблему, генетики Арун Дурвасула (Arun Durvasula) и Шрирам Санкарараман (Sriram Sankararaman) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе разработали методику поиска генов других видов в ДНК человека, в которой не нужно сравнивать геном того, у кого ищут «чужеродные» гены, с геномом того, от кого он эти гены получил.

Обучение алгоритма и определение времени расхождения различных вариантов ДНК

Для этого они обучали модель выявлять в ДНК современного человека фрагменты генома неандертальцев и денисовцев и по однонуклеотидным полиморфизмам определять вероятность, что конкретный участок ДНК был получен от какого-либо другого вида. В качестве ДНК современных людей исследователи использовали данные

проекта «1000 геномов» по йоруба, менде и еще двум западноафриканским народам (всего 405 полных геномов).

Принятая (A) и предлагаемая в новой статье (B) хронология передачи генов от одних видов людей другим. UA — неизвестные архаичные люди, N — неандертальцы, D — денисовцы, W Afr — западноафриканские народы, Eur — европейцы

При этом у современных жителей Западной Африки обнаружили от 2 до 19 процентов ДНК, похожей на архаичную, которых не было у неандертальцев и денисовцев. Генетики протестировали несколько демографических моделей, которые могли бы объяснить их наличие, и пришли в выводу, что лучше всего наличие архаичных вариантов генов согласуется с тем, что предки йоруба, менде и двух других западноафриканских народов 43000 лет назад скрещивались с пока неизвестными видами людей, которые отделились от общего ствола еще до появления неандертальцев и денисовцев, 625 тысяч лет назад.

Это может означать, что архаичные гоминиды существовали в Африке очень долго, до совсем недавних по эволюционным меркам времен. В целом результаты в очередной раз заставляют задуматься, как формировался облик современного Homo sapiens и, в частности, обратить внимание на то, с какими людьми скрещивались предки различных народов Африки. Об этом пока еще не слишком много известно.

Совсем недавно исследователи из Принстонского университета выявили у африканцев следы скрещиваний их предков с неандертальцами. До этой работы считалось, что коренные жители этого континента никогда не встречались с Homo neanderthalensis. Метод, который применили ученые, тоже не требует того, что всегда было нужно — референсного генома современного Homo sapiens.

Саманные города

Саманные города Вади Хадрамаут и Вади Даван

Йемен — пустынная страна, расположенная на южной оконечности Аравийского полуострова, она омывается Красным морем и Баб-Эль-Мандебским проливом на западе. На севере она граничит с Саудовской Аравией и на востоке с Оманом. За исключением прибрежных равнин на западе, Йеменский ландшафт представляет из себя горные пейзажи с  высокими и сухими горами с зазубренными вершинами и плато. На территории Йемена нет постоянных рек, но высокогорные регионы перемежаются несколькими сезонными речными долинами, называемыми “Вади”, которые остаются сухими в зимние месяцы.

Наиболее заметными среди них являются Вади Хадрамаут и Вади Даван, в восточной и центральной части Йемена.

Вади Хадрамаут является узкой засушливой прибрежной равниной, ограниченной крутым уступом обширного плато.  Северная окраина Хадрамаута спускается к обширной сухой пустыне  Руб-Эль-Хали. В верхней части Вади Хадрамаут находятся аллювиальные почвы и паводковые воды, а нижняя часть неплодородна и в основном необитаема.

terraoko-201505127 (2)

Хайд Аль-Джазиль, деревня полностью взгромоздилась на валун. Вади Даван, Йемен.

terraoko-201505127 (3)

В Хадрамауте люди живут в густонаселенных городах и селах,  сосредоточенных на традиционно поливных землях вдоль Вади. Здания цепляются за склон или стоят на плато, на высоте 100 или 200 метров над уровнем долины. Многие из них висят над скалами. Дома построены из сырцового кирпича с деревянным полом и поднимаются несколькими этажами в высоту. Эти саманные постройки должны постоянно ремонтироваться,  особенно после летних дождей.

terraoko-201505127 (4)

В Вади Хадрамаут самым знаменитым является город Шибам, который также называют “Манхэттен пустыни”, потому что его необычно высокие здания,   резко поднимающиеся над пустынным плато. Этот небольшой городок, где проживает 7000 жителей и расположено около 500 глинобитных домов, состоящих из 5 и 11 этажных домов,  достигающих 100 метров в высоту. Они  все построено целиком из сырцового кирпича.

terraoko-201505127 (5)

Шибам.

terraoko-201505127 (6)

Рядом Вади Хадрамаут расположено другое потрясающее место — Вади Даван. Вади Даван является одним из притоков Вади Хадрамаут и здесь тоже расположено множество городов и деревень.

terraoko-201505127 (7)

Архитектурное наследие Даван сегодня затмевает Вади Хадрамаут, поскольку его города и деревни гораздо лучше сохраняются в последние два десятилетия.

terraoko-201505127 (8)

Самым привлекательным населенным пунктом, лежа в направлении с севера на юг, является Аль-Мешхед, который был построен еще в 15 веке. Здесь расположена могила Хасан ибн Хасана и является местом паломничества.

terraoko-201505127 (9)

Это сопровождается впечатляющей деревни Аль-Hajarayn, карабкаясь вверх по склону скалы и является одним из старейших деревень в регионе. Одна из самых больших деревень в районе Вади, называемые Сиф, заключается в следующем.

terraoko-201505127 (10)

Йемен-одна из древнейших областей человеческой цивилизации, но остается одной из беднейших арабских стран. В последние десятилетия она стала горячей зоны для террористических группировок, что делает путешествия в эту прекрасную страну со значительным риском для жизни.

terraoko-201505127 (11)

Расписные дома в Вади Даван из сырцового кирпича .

terraoko-201505127 (14)

В деревне Хаййлла, Вади Даван.

terraoko-201505127 (13)

В поселке Аль-Куавайяран, Вади Даван.

terraoko-201505127 (12)

В поселке Аль-Куавайяран, Вади Даван.