Новости науки

6 980 подписчиков

Свежие комментарии

• Ефим Белов25 февраля, 12:13
    Какая жалость, что российские кинофирмы не могут сделать такую постановку. Так же не могут и предприятия, работающие ...В институте ядерн...
  • Karmadon25 февраля, 11:00
    Правильно. В сфере духовности вполне возможно даже 3 точки на прямой расположить так, чтобы 2 из них оказались МЕЖДУ ...Элон Маск: в косм...
  • Виктор Иванов25 февраля, 10:45
    Очередной распил бюджета. Лучше бы Техасским пенсионерам раздали.Будоражащие кадры...

Новые наблюдения далекой планеты Дагон показали, что ее не существует

Одна из самых ярких находок телескопа Hubble, Дагон, может оказаться вовсе не планетой — а эхом столкновения пары массивных астероидов на орбите далекой звезды.
За необычный вид систему звезды Фомальгаут называют «Оком Саурона»

За необычный вид систему звезды Фомальгаут называют «Оком Саурона» / ©NASA, ESA, Kalas, Graham, UCB, Clampin, NASA, GSFC

В 2004 и 2006 годах космический телескоп Hubble наблюдал один из самых эффектных объектов за всю свою многолетнюю историю. У края плотного диска пыли и обломков, окружающего одну из самых ярких и близких звезд, Фомальгаут, была замечена яркая точка массивной экзопланеты. Увидеть далекую планету напрямую — огромная редкость, и находка быстро получила известность. После некоторых колебаний ей присвоили название Дагон (Фомальгаут b); по оценкам астрономов, это газовый гигант на далекой и сильно вытянутой орбите.

Снимки Hubble 2004 и 2006 годов были проанализированы и обнародованы в 2008-м, а недавно ученые добрались до данных, которые были получены телескопом позднее, в 2014 году. К их большому удивлению, никакой планеты на месте Дагона они не нашли. Похоже, ее и не существовало, а нам посчастливилось наблюдать еще более редкий объект — катастрофическое столкновение крупных «зародышей» планет. Такую версия выдвигается в новой статье, опубликованной в журнале PNAS; коротко о ней рассказывает пресс-релиз команды Hubble.

Несмотря на яркие картинки, природа Дагона всегда вызывала большие сомнения — хотя бы потому, что сам Фомальгаут слишком молод. Его возраст не превышает нескольких миллионов лет, и он до сих пор окружен плотным околозвездным диском из газа, льда и пыли. Если здесь и успели образоваться полноценные планеты, они должны быть еще раскалены и активно излучать в инфракрасном диапазоне. Однако Дагон, хорошо различимый в видимых лучах, в ИК невидим (хотя испускает необычно много ультрафиолета).

Снимки системы Фомальгаута и — уже бывшей — планеты Дагон / ©NASA, ESA, Gaspar and Rieke (University of Arizona)Снимки системы Фомальгаута и — уже бывшей — планеты Дагон / ©NASA, ESA, Gaspar and Rieke (University of Arizona)

Для объяснения были выдвинуты разные предположения: например, что Дагон окружает обширная система колец, которая может искажать ее «истинный облик». Но все они не решали других проблем далекой планеты — к примеру, того, что, судя по снимкам роскошного околозвездного диска, сквозь который она пролетает, гравитация этого гиганта никак не влияет на его структуру.

Поэтому Андрас Гаспар (Andras Gaspar) и Джордж Рике (George Rieke) из Университета Аризоны взялись собрать и проанализировать все доступные данные наблюдений Hubble за системой Фомальгаута. Обнаружилось, что исчезнувший на снимках 2014 года Дагон начал стремительно гаснуть еще в 2012-м. «Наша работа, — говорят ученые, — указывает на целый набор характеристик, которые говорят о том, что объекта планетарных размеров вообще не существовало».

Столкновение пары массивных каменно-ледяных планетезималей на орбите Фомальгаута: взгляд художника / ©NASA, ESA, Martin KornmesserСтолкновение пары массивных каменно-ледяных планетезималей на орбите Фомальгаута: взгляд художника / ©NASA, ESA, Martin Kornmesser

Астрономы считают, что инструментам Hubble удалось зафиксировать у Фомальгаута еще более любопытное событие — столкновение двух массивных планетезималей, «зародышей» будущих планет. По их расчетам, в системе молодой звезды такое происходит лишь раз в 200 тысяч лет и отследить такое столкновение — почти как выиграть в лотерею.

Размеры обоих тел авторы оценивают в 200 километров. Каменно-ледяные объекты врезались друг в друга незадолго до первых наблюдений 2004 года, и этот взрыв на некоторое время сделался видимым с земной орбиты. Однако сейчас большая часть обломков разлетелись, а Дагон — если он вообще сохранился после столкновения как отдельное тело — был выбит с орбиты и теперь, уже неразличимый для нас, покидает систему Фомальгаута.