• Иван Карамазов20 марта, 8:29
    Вы поймите, что ее книги написаны для не образованных людей.   Меня коробит то, что она пишет.   Это примерно то же, ...Стивен Хокинг: рай — это сказка для людей, боящихся темноты
  • gala-lykova Галина Лыкова20 марта, 7:39
    Почитайте книги Наталии Осьмининой и вы поймете, что она не прячет голову и все остальное тоже не прячет. Ваша истори...Стивен Хокинг: рай — это сказка для людей, боящихся темноты
  • Сергей М.20 марта, 0:25
    Что за зачистка , когда дрались и никого зачистить не смогли, а через сутки случилось.  При этом куча документов впло...«Была массовая драка»: судмедэксперт рассказал о травмах группы Дятлова

Физики из МФТИ сумели повернуть время вспять

Обращение времени
© Tsarcyanide/пресс-служба МФТИ
МОСКВА, 13 мар — РИА Новости. Ученые из России, США и Швейцарии заставили квантовый компьютер на долю секунды вернуться в прошлое и тем самым "нарушили" второй закон термодинамики. Их выводы и возможное проявление этого эффекта в реальном мире представлено в журнале Scientific Reports.

"Это одна из серии работ, посвященных возможности нарушить второе начало термодинамики — закон физики, тесно связанный с различием между прошлым и будущим. Теперь мы подошли к проблеме с третьей стороны — мы искусственно создали такое состояние системы, которое само развивается в обратную с точки зрения второго начала сторону", — рассказывает Гордей Лесовик из Московского физтеха в Долгопрудном.

Концепция так называемой стрелы времени — одна из основ современной физики и космологии. Это постулат о том, что время в нашей Вселенной движется только в одном направлении — из прошлого в будущее — и "перемотать" его назад невозможно.

С точки зрения физики это проявляется в том, что со временем неупорядоченность, хаотичность Вселенной (это состояние ученые называют энтропией) неуклонно растет. Этот принцип, который часто называют вторым законом термодинамики, считается нерушимым правилом, управляющим жизнью Вселенной на всех уровнях. И это же причина того, почему вечный двигатель никогда не станет реальностью.

Три года назад Лесовик и его коллеги обнаружили, что второе начало термодинамики может нарушаться на квантовом уровне, хотя фактически они пытались доказать обратное. Это открыло дорогу для создания квантового аналога знаменитого "демона Максвелла" — гипотетического существа, сортирующего быстрые и медленные молекулы.
Чуть позже российские физики успешно реализовали эту идею и задумались, можно ли воспользоваться удивительными свойствами квантового мира и разбить "демона Максвелла" на несколько частей, разнесенных на сравнительно большие расстояния. Эту амбициозную задачу они решили в конце прошлого года.
Как отмечает Лесовик, логическим продолжением экспериментов стала проверка, может ли время самопроизвольно обернуться вспять хотя бы для одной частицы, чьим поведением управляют законы квантовой физики.

Мысленный эксперимент, описывающий нарушение второго закона термодинамики
© Tsarcyanide/пресс-служба МФТИ
Мысленный эксперимент, описывающий нарушение второго закона термодинамики
В ходе эксперимента ученые просчитали, может ли электрон, находящийся в пустом пространстве, спонтанно вернуться на мгновение в прошлое. Для оценки местоположения частицы в конкретный момент времени они использовали уравнение Шредингера. Расчеты опирались на то, что положение частицы будет постепенно размазываться по пространству, подчиняясь "стреле времени".
Как оказалось, электрон действительно может спонтанно оказаться в прошлом: он возвращается в состояние, в котором находился мгновения назад. Однако происходить это должно очень редко — по расчетам Лесовика и его коллег, примерно раз за все время существования Вселенной, причем время "перемотается" назад всего на 0,06 наносекунды.
Тем не менее сама возможность подобного нарушения второго начала термодинамики позволила российским и зарубежным ученым провести подобную операцию вручную, с помощью облачного квантового компьютера фирмы IBM.

Исследователи объединили два или три кубита (элементарные вычислительные модули и ячейки памяти квантовых машин), заполнили их определенным набором чисел и начали манипулировать содержимым так, что уровень хаоса в этой квантовой системе начал быстро расти.

Когда энтропия достигла определенной точки, работой кубитов начала управлять другая программа, которая перевела их в такое состояние, что дальнейшая эволюция пошла в сторону не хаоса, а порядка. В результате кубиты на мгновение вернулись в исходное состояние.
Как отмечают физики, эта процедура завершалась успехом далеко не всегда: для двух кубитов — в 80 процентах случаев, а для трех — лишь в половине. Это, как предполагают исследователи, связано с ошибками в работе самого квантового компьютера, а не с какими-то другими, совершенно неожиданными и необъяснимыми причинами.
В ближайшее время Лесовик и его команда планируют разработать более эффективные алгоритмы "обращения времени", которые будут работать быстрее и позволят манипулировать состоянием большего числа кубитов.