Новости науки

6 957 подписчиков

Реактивный поезд из СССР

 

В СССР любили эксперименты и старались воплотить необычные, нестандартные решения в жизнь, если не полностью, то хотя бы частично. Инженеры не переставали удивлять народ. Конечно, всегда были штатные специалисты-конструкторы и люди с нестандартным мышлением. Первые работали над созданием полезной, но обычной техники.

Вторым же давали смелые поручения и возможность поработать над техническими шедеврами будущего.

Перед советскими учеными стояла задача разработать поезд с реактивным двигателем / Фото: soloha.cx.ua

Одним из фантастических заданий стала разработка и строительство поезда, оснащенного реактивным двигателем с последующим его испытанием.

Так и появился поезд с реактивной тягой, способный обеспечить людям ускоренное передвижение при помощи наземного транспорта.

1. Начало истории и проверка скоростного состава на безопасность

Цех по обработке металла Калининского (сегодня Тверского) вагоностроительного завода / Фото: visualrian.ru
Цех по обработке металла Калининского (сегодня Тверского) вагоностроительного завода

В семидесятых годах в связи с развитием экономики у населения Советского Союза возникла потребность в ускоренном перемещении между населенными пунктами, особенно между мегаполисами. Соответственно, появилась необходимость в создании спецтехники, что и привело к началу экспериментов со строительством и запуском скоростных поездов.
Задание было поставлено перед сотрудниками Калининского (сегодня Тверского) вагоностроительного завода. Именно сюда и были доставлены необходимые для образца детали. К слову сказать, вагон был взят стандартный, от обычной электрички.

Предшественником советского СВЛ стал американский поезд М-497 / Фото: mirinteresen.ru
Предшественником советского СВЛ стал американский поезд М-497

Перед началом работы разработчики должны были понимать, какая нагрузка на рельсы и состав возможна при движении поезда со скоростью больше 160 километров в час. Поэтому инженеры приняли решение создать СВЛ – скоростной вагон-лабораторию. Предшественником его стал американский поезд М-497 с интересным названием «Черный жук». Он был запущен на несколько лет раньше, в 66-м году.

И в американском, и в советском вариантах спереди на вагон установили самолетные двигатели. Наши конструкторы взяли двигатель с Як-40. Связано это с тем, что на колеса оказывается действие различных сил, одной из которых является мотор, присоединенный к ним и искажающий проводимые замеры.

Основой СВЛ стал обычный вагон, который модернизировали при помощи обтекателей и жаропрочной крыши / Фото: trainpix.org
Основой СВЛ стал обычный вагон, который модернизировали при помощи обтекателей и жаропрочной крыши

Что касается реактивной тяги, то она позволяла инженерам получать об устойчивости и трении точную информацию. Это связано с тем, что движение колес осуществлялось не за счет привода, а по принципу работы телеги.

Основой для СВЛ стал рабочий вагон ЭР22, который немного модернизировали при помощи обтекателей и специальной жаропрочной крыши. В противном случае верхняя часть вагона могла бы просто сгореть при работе двигателя от его выхлопа.

В кабине был установлен авиационный пульт для управления, питающийся с помощью дизельного генератора. Транспортное средство приводилось в движение керосиновым топливом, запас которого достигал 7,2 тонн.

2. Состав мог разгонятся до скорости современных высокоскоростных поездов, но спустя пять лет остановился

 

Максимальная скорость экспериментального поезда достигала 249 км/ч / Фото: knowhow.pp.ua
Максимальная скорость экспериментального поезда достигала 249 км/ч

Первое испытание реактивного советского наземного транспорта проводилось в 1971 году. Тогда вагон смог разогнаться до 187 км/час. Но уже спустя год экспериментаторы получили рекордные показатели скорости – 249 км/час. С аналогичной скоростью движется современный «Сапсан» на линии Москва – Санкт-Петербург.

В дальнейшем физики теоретически искал так называемую безопасную скорость, когда ходовая вагонная часть (тележки) останутся наиболее стабильными. Они остановились на показателе 160 километров в час. В течение последующих трех лет продолжались эксперименты. За это время инженеры-конструкторы получили всю необходимую им информацию, а значит дальше экспериментировать уже не было смысла.

Все разработки ученых были переданы в пользу чешского ЭР 200 / Фото: жд-клуб.рф< Все разработки ученых были переданы в пользу чешского ЭР 200 Полученные данные должны были быть использованы для создания первого высокоскоростного советского поезда под названием «Русская тройка». После проведения необходимых испытаний руководство государства все наработки передало в пользу ЭР 200 (чехословацкая модель), а этот проект был заморожен уже к 80-му году. Европейский вариант, созданный на Рижском заводе с доработками, курсировал просторами России вплоть до 2009 г., а потом его заменила модель производителя Siemens «Сапсан».

3. Тридцатилетний простой лаборатории с преображением в памятник

 

Невостребованный советский скоростной поезд простоял под открытым небом 30 лет / Фото: snobium.com
Невостребованный советский скоростной поезд простоял под открытым небом 30 лет

СВЛ не нашел применения после окончания опытов. Последующие десять лет вагон оставался на заводе, где его создали. По некоторым данным в 1986 г. его хотели адаптировать под кафе, но идея реализована не была.

Со временем СВЛ вышел из строя. Его колеса испортились до такого состояния, что перегнать его в Музей железнодорожной техники в двухтысячных так и не смогли. Но и бесследно этот образец тоже не исчез. К 110-летию завода в 2008-м году из каркаса этого вагона сделали памятную стелу. Для этого использовали отреставрированный нос с установленными реактивными двигателями.

Из носа вагона сделали памятную стелу к 110-летнему юбилею завода-изготовителя / Фото: fotokto.ru
Из носа вагона сделали памятную стелу к 110-летнему юбилею завода-изготовителя

Безумный, на первый взгляд, опыт советских инженеров-конструкторов стал очень важным. А его результаты на ближайшие тридцать лет легли в основу создания скоростных составов.

Источник ➝

Математик указал на нелогичность статистики по коронавирусу в РФ

© СС0 Public Domain

Директор по исследованиям агентства Data Insight Борис Овчинников обратил внимание, что цифра заразившихся новым коронавирусом в РФ за 25 дней четыре раза оканчивалась на «99».

По подсчетам Овчинникова, вероятность такого совпадения — всего лишь 0,011%. Из этого математик делает вывод, что российская официальная статистика по коронавирусу, скорее всего, не соответствует действительности. Овчинников отметил: видимо, цифры «подгоняют», причем не только на уровне регионов, но и на уровне федерального центра при суммировании региональных данных.

На вопрос, не боится ли Овчинников быть привлеченным к ответственности за свою публикацию, он ответил, что «некоторые осторожность и страх присутствуют», но выразил надежду, что представители власти понимают, что официальная статистика сильно не дотягивает до адекватного отражения реальности. В качестве примера математик привел ситуацию с коронавирусом в Дагестане. 

На своей странице Facebook Овчинников поясняет: по официальной версии, озвучиваемое каждый день оперативным штабом цифра новых выявленных больных в целом по России является суммой 85 независимых друг от друга величин, то есть больных, выявленных в каждом регионе. При сложении 85 этих величин, большинство из которых равно нескольким или даже многим десяткам, теоретическая вероятность получить число с 99 на конце такая же, как с 00 или 01 или любой другой парой цифр. Вероятность случайного совпадения подсчитывается через биномиальное распределение. Получается 0,011% или 1 случай на 9350 попыток.

Напомним, по данным на 25 мая в России выявлено 353 427 случаев коронавируса в 85 регионах. За весь период зафиксировано 3 633 летальных исхода, выздоровели 118 798 человек.

Россия начала создавать космоплан

Россия начала создавать космоплан

В России стартует работа по созданию орбитального самолета — космоплана. Об этом в эфире радиостанции "Комсомольская правда" заявил гендиректор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин.

"ЦНИИмаш сейчас приступает к этой работе (создание космоплана - прим.). Это очень перспективная тема", — отметил глава госкорпорации.

Космоплан или орбитальный самолет — крылатый летательный аппарат, который сочетает в себе свойства самолета и космического корабля. Он предназначен для орбитальных и суборбитальных полетов.

На орбиту выводится посредством вертикального или горизонтального пуска, а после выполнения задачи может самостоятельно совершить горизонтальную посадку на аэродром.

Рогозин также упомянул о новой российской орбитальной станции, к созданию которой "Роскосмос" приступит в скором времени. Он отметил, что МКС просуществует еще 7-10 лет, после чего ее ресурс уже будет близок к выработке.

"Россия как страна, которая всегда была лидером в создании орбитальных станций, должна начать немедленно работу по созданию новой орбитальной станции", — сказал чиновник.

По его словам, проект находится на этапе проработки технических аспектов. Еще не принято решение, будет ли станция посещаемой или обитаемой, международной или национальной.

Гендиректор "Роскосмоса" отреагировал и на планы США по колонизации Луны.

"Россия не допустит приватизацию Луны кем бы то ни было. Это противозаконно, это противоречит международному праву", — сказал Рогозин.

Он напомнил, что в 2021 году стартует российская автоматическая миссия "Луна-25", в 2024-м - "Луна-26". Следом за ними планируется запуск тяжелого аппарата "Луна-27", который начнет бурение реголита и проведет научную работу на поверхности спутника Земли.

Картина дня

))}
Loading...
наверх