Новости науки

6 988 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Худякова
    Просто в палате N 6 идет ремонт,так как от идей ее постояльцев, стала сыпаться штукатурка.Пациентов на время отправил...NASA не хочет при...
  • Владимир Eвтеев
    Надоел бред от неучей.NASA не хочет при...
  • Владимир Eвтеев
    Муравьев, не прикидывайся идиотом, то есть, самим собой. Презираю особей, ото всех закрывшихся.Почему шкала Фаре...

О чём рассказали учёным суда древних римлян, найденные случайно шахтёрами в Сербии на месте пересохшей реки

О чём рассказали учёным суда древних римлян, найденные случайно шахтёрами в Сербии на месте пересохшей реки

Явные следы кораблекрушения древнеримских судов обнаружены в Сербии при удивительных обстоятельствах. Шахтеры Костолацкой поверхностной угледобывающей шахты раскапывали экскаватором склон и вдруг наткнулись поверхность деревянных лодок. Ученые считают, что находка относится к Римской эпохе. Лодки были погребены под грязью, а по сути – под тем, что раньше было древней рекой. По оценкам специалистов, суда пролежали здесь по меньшей мере 1300 лет.

 

Что это за корабли?

Эта находка, хотя и неожиданная, невероятной кажется только на первый взгляд, поскольку шахта расположена недалеко от того места, где когда-то существовал древнеримский город Виминаций. Самая крупная из обнаруженных шахтёрами лодок – плоскодонное речное судно длиной 15 метров и шириной более полутора метров. Оно изготовлено из крепкого дуба и построено таким образом, что версия о Древнем Риме кажется весьма логичной – именно там существовали подобные методы судостроения. Впрочем, аналогичные методы использовались в Византии, а также в странах средневековой Европы. Отлично сохранившийся кусок дуба был отправлен на радиоуглеродный анализ.

 

Один из самых крупных из отломанных фрагментов. /novosti.rs

Один из самых крупных из отломанных фрагментов. /novosti.rs

Два других обломка оказались размерами поменьше и не так грандиозны на вид: они вырезаны из одиночных стволов деревьев.

Известно, что лодки этого типа использовались славянами, которые хотели напасть на Римскую границу.

Большой корабль был оснащен шестью веслами и имел одну палубу. Кроме того, он был оборудован для треугольного латинского паруса. Есть признаки ремонта и реконструкции корпуса и других его частей, что говорит о том, что судну довелось многое перенести на протяжении своей службы предполагаемым римлянам, поэтому возможность подтвердить возраст корабля помогла бы подтвердить его происхождение. Одно из двух маленьких суденышек имеет некоторые резные украшения, но они оба выглядят гораздо проще большой лодки.

 

Лодка лежала на семиметровой глубине./Фото:strator.livejournal.com

Лодка лежала на семиметровой глубине./Фото:strator.livejournal.com

Ни на одном из кораблей не обнаружено признаков повреждения в результате боевых действий или пожара, так что версия об участии их в битве отпадает. Большой корабль мог быть использован как транспортный, впрочем, это мог быть и военный корабль. Также интересно, что обломки не содержат никаких личных вещей, которые могли бы рассказать исследователям, какой экипаж находился на судне. Что касается более маленьких лодок, то суденышки такого типа чаще всего использовались для переправы через реку с целью сухопутных нападений.

 

Самая большая лодка/Фото:novosti.rs

Самая большая лодка/Фото:novosti.rs

 

Они словно провалились, а потом «законсервировались»

Интересно, что эти плавсредства нашли на глубине около семи метров, тогда как древнеримские артефакты, по данным археологов , должны были лежать намного выше – на двухметровой глубине.

- Это очень странно. Такое ощущение, что целый флот стоял здесь на якоре, а потом вдруг разом провалился на дно, где и законсервировался на многие столетия, – говорят ученые.

Чтобы точно понять, что здесь произошло, нужно дождаться экспертизы, которая точно укажет дату находки.

Кстати, древние суда обнаружили практически в той же зоне, где ранее археологи находили останки мамонта. Правда, по сравнению с ними лодки – совсем недавняя находка, ведь костям мамонта примерно миллион лет, да и лежали они поглубже – на глубине 19-20 метров.

Но если миллион лет назад в этих местах ходили мамонты, то во времена Римской Империи тут протекала река Клепечка, которая пересохла в позапрошлом веке. В Древнеримские времена, возможно, это место было очень глубоким, так что кораблекрушение вполне возможно.

 

Археологи изучают находку. /Фото:strator.livejournal.com

Археологи изучают находку. /Фото:strator.livejournal.com

Самая большая тайна: каким образом лодки смогли так герметично храниться все эти годы под глиной и грязью, что не позволило им полностью разрушиться? Кстати, до обнаружения шахтерами деревянные суда оставались в отличном состоянии, а значительную часть повреждений им нанесла именно землеройная техника. Больше всего не повезло самой крупной из лодок. Директор Археологического института и руководитель научного проекта «Виминациум» Миомир Корац оценивает, что 35-40% этого судна было повреждено, когда горное оборудование рыло склон.

Впрочем, команда археологов собрала все фрагменты и считает, что сможет восстановить лодку практически полностью. Есть надежда, что когда все три судна будут отремонтированы, они смогут пролить некоторый свет на то, каким образом они были построены и как оказались там, где их нашли.

 

Военная база древних римлян

Виминациум пал в 600-х годах нашей эры после аварско-славянского вторжения, и нет никаких исторических свидетельств о других каких-либо портах, существовавших в этом районе после того времени. Виминаций был крупным городом, являясь одновременно столицей Римской провинции Мёзия и военным лагерем провинции.

 

Фрагмент древнего города Виминациума. /Фото:strator.livejournal.com

Фрагмент древнего города Виминациума. /Фото:strator.livejournal.com

Он находился в 12 милях от сербского города Костолаца, на берегу реки Дунай. В настоящее время это археологический парк, который дает туристам возможность увидеть различные фрагменты руин города. Размеры этого города и та роль, которую он играл в те времена, позволяют считать три лодки самой главной интригой для местных археологов.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх