Новости науки

6 989 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Муравьев
    И что? Кроме бормочущего всякие страхи мужика ничего не видно. Десять минут жизни потерял, глядя на эту галиматью. Ка...На Земле появилис...
  • jursemmailru Пенхасов ЮС
    За то, что Рогозин собрался лететь на Луну – я ЗА, и не только руками; но отправить его надо без обратно...Как Рогозин собра...
  • Павел К
    А чё ж ты раньше не говорил-то? Сколько упущено. Но теперь, спасибо тебе, мы по другому заживем. :):)На грани

Привычной школе осталось жить пять лет

Почему нельзя вернуться к советской системе образования, объяснили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и президент Сбербанка Герман Греф
Изменения в системе образования идут почти постоянноИзменения в системе образования идут почти постоянно

Казалось бы, в стране уже потихоньку привыкли к ЕГЭ, ГИА и даже к ВПР. Изменения в системе образования идут почти постоянно. Но все громче звучат предложения вернуть старую советскую школу. Почему это невозможно, рассказали президент «Сбербанка» Герман Греф и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов на церемонии награждения финалистов конкурса "Школа навыков XXI века".

- Одной из ключевых миссий мы видим развитие образования. Более важного процесса придумать невозможно, - считает Герман Греф. – Сейчас во всем мире уделяется внимание так называемым навыкам XXI века. Но сложившейся, законченной и эффективной модели, которую можно было бы позаимствовать, пока нет. Есть лишь идеи.

Что это за навыки нового века? Дело в том, что нашу жизнь все больше определяют современные компьютерные технологии, интернет, нейросети и прочий искусственный интеллект. Скоро учителя уже не смогут отличить, кто решил ту или иную задачку – сам ребенок или его смартфон?

- Школа в том виде, в каком она есть сейчас, основанная на заучивании, не сможет продолжать свою деятельность уже к 2020-22 году, - предполагает Ярослав Кузьминов.

- Две трети наших школьных методик уйдут в никуда! Поэтому школа должна бороться за свое существование, предлагая то, что искусственный интеллект решить не сможет – это творчество, умение создавать проекты, базовые навыки в экономике, праве, компьютерной грамотности, обучение людей делать выбор и отвечать за него, формированию команд. Наше обучение по-прежнему направлено на индивидуальные достижения. Но во взрослой жизни человек почти никогда не работает один, и поиск партнеров для работы – это важнейшее умение.

То же касается и привычных учебников: жить им, по прогнозам экспертов, осталось лет пять. Поэтому идея единых учебников, которую сейчас обсуждают учителя и чиновники, должна приводить к созданию единого «ядра», которое позволит ребенку без проблем перейти в другую школу – а не к одной-единственной линейке книжек.

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ПРОЕКТ – ЭТО ЖИЗНЬ

Проектная работа – одно из новых понятий, без которого школам не выжить. Но многие родители воспринимают такую учебу в штыки, мол несерьезно это. Однако, за этим может стоять гораздо больше, чем кажется на первый взгляд:

- Есть школы, где детей учат относиться к своей собственной жизни, как к проекту, - приводит пример Герман Оскарович. - В английском языке есть два термина для нашего слова судьба – это Fate и Destiny. Fate – это отношение к судьбе, как «куда кривая вывезет», фатализм. И такое отношение может вывести совсем не в ту сторону, куда мечтает сам ребенок, его родители и окружающие. А вот в слово Destiny вкладывается совсем другое понимание судьбы, destination – это цель. И главная цель сегодняшнего образовательного процесса – уйти от понимания судьбы как рока, некой определенности, заранее данной, к пониманию судьбы как цели. И чтобы научить ребенка (и его родителей) этому, надо научить его осознавать свои сильные стороны, помочь сформулировать свою цель и научить его эту цель достигать, вложив в него соответствующие профессиональные навыки.

В таком понимании образования гораздо важнее не то, что учителя вложили ребенку в голову, а то, как он умеет применять на практике то, чему научился. И как раз с этим в нашей стране проблемы – если судить по результатам международных исследований TIMSS и PISA, то с академическими знаниями у наших ребят все в порядке. А вот в том, как их применять, Россия отстает от других стран.

- Чтобы нашей стране преуспеть в наступающем веке, мы должны иметь лучшую школу, - уверен Ярослав Иванович. - Мы должны очень ответственно относиться к своей школе, и она должна пойти на самые серьезные изменения. У нас государство воздействует на школы в бОльшей степени, чем во многих других странах, но мы не используем это как рычаг изменений – лишь как тормоз.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Главное, чего не хватает сейчас системе образования, по словам экспертов – это комплексный подход. Узкопрофильные учреждения придется оставить в прошлом:

- Очевидно, что медицинские вузы, которые находятся в ведении Минздрава, не выживут, - считает глава «Сбербанка». – По-моему, в Англии восемь отдельно стоящих медицинских вузов превратились в медфакультеты крупных университетов.

Универсальные навыки, которые необходимо будет освоить всем, от врача до строителя – это, например, работа с большими данными и знание языков. Иначе в эпоху конкуренции и дешевой рабочей силы из Азии будет просто не выжить!

САМИ СЕБЕ МЕШАЕМ

Для реформ в школах есть и экономические причины. В России не так много трудоспособного населения, и целые отрасли экономики – например, строительство – держатся на приезжих. И это проблема, во многом, именно образования:

- Почти каждый четвертый выпускник общеобразовательной школы не полностью осваивает ключевые компетенции, - приводит статистику Ярослав Кузьминов. – То есть, почти 25 процентов людей не знают математику или физику, не освоили иностранный язык, у них низкая грамотность. А это базовые компетенции! Такие люди вносят отрицательный вклад в ВВП – общество на них тратится, на социальную помощь, на содержание тюрем.

В этом мы не одиноки – такая же ситуация и в других странах БРИКС. Вот только в той же Бразилии трудоспособного населения в избытке. Грубо говоря, они могут себе позволить оставить все как есть. А вот в России, по разным оценкам, трудится от 6 до 8 миллионов мигрантов, которые выполняют ту работу, с которой могли бы справиться наши соотечественники.

- Чисто медицинские проблемы мешают освоить эти компетенции лишь в 5-6 процентах случаев, а остальное это огрехи и недовложения именно в образовательную систему, - продолжает Ярослав Иванович. – И это создает еще и социальную проблему. С этим должна справиться индивидуальная помощь на самых ранних этапах, но у нас до сих пор относятся к индивидуализации образования, как к какому-то интеллигентскому изыску. Но мы на этом отсутствии индивидуализации, которое есть во многих других странах, теряем 20 процентов своего трудоспособного населения, как успешных людей! Это страшные цифры. Все это накладывается и на компьютерную революцию в образовании. Поэтому важно говорить с государством о направлении больших средств в образование и о смене приоритетов.

К сожалению, советская система образования не решает всех этих проблем - она с ними просто не сталкивалась. С каждым днем растет не только темп жизни, но и количество новых сложностей, и решать многие их них приходится именно за счет образования. Вот почему школы просто не могут стоить на месте.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх